Неисправности вариаторов и как их решать
Современные автомобили все чаще комплектуются дополнительной деталью, именуемой вариатором. О данном конструктивном элементе знает каждый опытный водитель, но далеко не всякая машина оснащена такой автоматической трансмиссией. Наличие указанной детали свидетельствует о том, что она, очевидно, способна выйти из строя. Ниже будут описаны возможные неисправности вариатора, их причины и известные способы устранения. Рассматривать подобный вопрос удобнее всего на примере популярных японских приборов Jatco, устанавливаемых в транспортных средствах ведущих автоконцернов – Nissan, Peugeot, Mitsubishi и ряда других.
Главное отличие указанной коробки передач от механической или автоматической состоит в том, что вариатор обеспечивает бесступенчатое изменение передаточного числа в достаточно широком диапазоне. Данный агрегат работает за счет обращенных друг к другу конусов, вместо привычных ступеней, поэтому обороты вала не тормозят на конкретной отметке. Плавное регулирование позволяет максимально продуктивно реализовать мощность двигателя и повысить топливную эффективность.
Перечень основных неисправностей и причин их возникновения
Зачастую проблемы с определенными деталями появляются вследствие халатного отношения водителя к транспортному средству и нарушения базовых правил эксплуатации последнего. Речь идет о следующих нюансах:
- несвоевременная замена рабочей жидкости;
- использование дешевого масла сомнительного качества;
- агрессивная езда (в том числе продолжительное вождение на максимальной скорости).
Перечисленные выше действия снижают срок эксплуатации вариатора и становятся частой причиной выхода из строя его конструктивных элементов. Как и в автоматической коробке передач, здесь возможны два типа неполадок – электронные и механические. В первом случае речь идет о необходимости компьютерной диагностики системы управления, когда на информационной панели загораются предупредительные сигналы «Service required» (требуется обслуживание) или Slow down (свидетельствует о повышенной температуре рабочей жидкости, поэтому следует обязательно снизить скорость). Для каждой электронной проблемы с вариатором существует определенный код ошибки, по которому определяется деталь, вышедшая из строя. Это могут быть:
- входные датчики – температурный, давления, частоты вращения шкивов;
- электронный блок управления (ЭБУ);
- исполнительные устройства – шаговый электродвигатель, клапаны.
Компьютерная диагностика не даст желаемого результата, если дело вовсе не в «электронной начинке» вариатора. Возможны механические повреждения физической части агрегата – от разрыва проводки до поломки блока управления.
В целом, наиболее распространенными поломками считается следующая «тройка»:
- Изнашивание подшипников конусов.
- Несогласованная работа ведущего и ведомого шкива.
- Загрязнение радиатора.
Каждая из указанных проблем характеризуется определенными внешними проявлениями, о чем и пойдет речь далее.
Необычный гул = износ подшипников
Появление характерных звуков, сопровождающих работу двигателя, свидетельствует о выходе из строя подшипников. Подобная проблема связана с их износом и чаще всего возникает, когда пробег достиг отметки 50 тыс. км. В этом случае рекомендуется обновление всех четырех деталей, ибо существует риск поломки старых подшипников вместе с конусом. Невнимательность водителя и качественная шумоизоляция окажут лишь медвежью услугу, поэтому важно держать бдительность и моментально реагировать на специфические звуки при работе двигателя.
Почему же автомобиль начинает гудеть? Частицы изношенных подшипников могут вступать в контакт с функциональными поверхностями, тем самым сокращая срок эксплуатации последних. В подобном случае специальные фильтры не способны справиться с инородными телами, результат – внутрь попадают продукты горения, мусор и т. д., а клапан начинает заклинивать. Специалисты в данной области склонны полагать, что сокращение временного интервала замены масла способно продлить жизнь подшипников. При этом обновление рабочей жидкости должно осуществляться каждые 50, а то и 30 тыс. км. Однако состоянием на сегодняшний день эффективность таких мер фактически не доказана.
Нарушение плавности хода = проблемы с редукционным клапаном
Порой в процессе работы появляются странные рывки или скачки, свидетельствующие о проблемах с редукционным клапаном масляного насоса. Подобные признаки неисправности вариатора проявляются, когда на его функциональных поверхностях скапливаются изношенные частички других конструктивных элементов (о чем уже шла речь в предыдущем пункте).
Результат – сбои в работе шкивов и проскальзывание ремня. Специальные датчики фиксируют изменения показателей, а электронный блок управления посылает сигнал о необходимости повышения давления. В данной ситуации без замены ремня не обойтись, но вовремя обнаруженная проблема решается за сравнительно меньшую плату.
Повышенная температура = загрязнение радиатора
Бесступенчатая коробка передач обязательно дополнена специальными индикаторами, оповещающими водителя о состоянии рабочей жидкости, а точнее – ее температуре. Самодиагностическая система способна автоматически перевести вариатор в аварийный режим, после чего на панели загорится соответствующая лампочка (с пометкой «Slow down»).
Повышение температуры масла на большой скорости движения транспортного средства – главный признак того, что в радиатор попали инородные тела. Скапливание грязи считается абсолютно типичным явлением, поэтому промывать охладительный прибор следует хотя бы раз в пару – тройку лет. Такая профилактика перегрева сэкономит владельцу авто не только время и нервы, но и внушительные финансовые ресурсы.
Выбор «правильного» масла и периодичность его замены
Грамотный подход к эксплуатации и применение специальной рабочей жидкости не только продлит срок службы бесступенчатой трансмиссии и конструктивных элементов агрегата, но и сделает так, что полная замена вариатора вам и вовсе не понадобится. Подходящим маслом считается исключительно серия «NS-2», которую выпускает концерн Nissan. На упаковке указывается назначение аббревиатурой CVT, стандартный объем составляет 4 литра. Количество необходимой рабочей жидкости определяется индивидуально – потребностями двигателя и типом привода.
Владельцы автомобилей, оснащенных указанной коробкой передач, сталкиваются с проблемами и поломками оной не чаще других. Весь сыр-бор состоит лишь в непривычке и повышенном внимании к указанному устройству. Своевременное обнаружение неисправностей и комплексных подход к процессу диагностики – ключ к продолжительной и продуктивной эксплуатации вариатора.